9 Август

Что такое «информационная безопасность»?

Понятие «информационная безопасность», в зависимости от его применения, может быть рассмотрено с нескольких сторон.

В общем понятии информационная безопасность — это состояние защищенности информации. Информационная безопасность создает условия формирования безопасного состояния информационной среды общества, его использование и развитие в интересах граждан, предприятий и даже государства.

Информационная среда — это «сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации». Условно ее можно поделить на три главные предметные составляющие:

  • Создание и распространение информации;
  • Создание информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг;
  • Потребление информации;

Более развернутое определение информационной безопасности — это состояние защищенности потребностей в информации граждан, общества и государства, при котором поддерживается их существование и динамичное развитие независимо от присутствия внутренних и внешних угроз для информации.

Информационная безопасность может быть определена способностью индивида, общества, предприятия:

  • Позволять с конкретной вероятностью необходимые и надежные информационные ресурсы и информационные потоки для обеспечения своей работоспособности, стабильного функционирования и прогресса в развитии;
  • Противодействовать информационным угрозам и рискам, отрицательным информационным влияние на индивидуальное и общественное мнение, на компьютерные системы и сети, а также другие источники информации;
  • Сформировать навыки безопасного поведения;
  • Обеспечивать непрерывную готовность к различным мерам в информационном противостоянии.

Защита информации и данных предусматривает перечень мероприятий, которые направлены на поддержку безопасности данных и информации.

Информационная безопасность предприятия.

Для каждого современного предприятия, компании или организации одной из самых главных задач является именно обеспечение информационной безопасности. Когда предприятие стабильно защищает свою информационную систему, оно создает надежную и безопасную среду для своей деятельности. Повреждение, утечка, неимение и кража информации — это всегда убытки для каждой компании. Например, могут появиться убытки от плохой репутации компании, от отсутствия клиентов, от затрат на возобновление стабильной работы или от потери важной информации, которой располагала данная компания.

На данный момент сформулировано три базовых задачи, которые должна обеспечивать информационная безопасность:

  • Целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также защита от незаконного создания или уничтожения данных. Примером нарушения целостности данных является повреждение бухгалтерских баз, в дальнейшем это повлечет за собой последствия, которые определенно станут негативными для компании.
  • Конфиденциальность информации — незаконное разглашение, утечка, повреждение информации;
  • Доступность информации для всех пользователей — отказ в обслуживании или услугах, которые могут быть вызваны вирусной активностью или действиями злоумышленников.

Нарушение одного из этих аспектов может привести к невозможности нормальной работы предприятия. На наличие любого из нарушений могут повлиять и внутренние, и внешние угрозы. Учитывая сегодняшнее развитие информационного общества, можно сделать вывод о тенденции к росту количества угроз безопасности.

Полноценная информационная безопасность компаний предполагает постоянный контроль всех существенных событий и состояний, которые влияют на надежность защиты информации. Причем, защита обязана осуществляться постоянно и охватывать весь жизненный цикл данных, то есть от ее поступления или создания до уничтожения или утраты важности и актуальности.

Основными факторами, оказывающими влияние на защиту информации и данных на предприятии, являются:

  • Приумножение сотрудничества компании с партнерами;
  • Автоматизация бизнес-процессов;
  • Тенденция к росту объемов информации предприятия, которая передается по доступным каналам связи;
  • Тенденция к росту компьютерных преступлений.

Информационная защита предприятия определяется целым сочетанием предпринимаемых мер, которые направлены на безопасность важной информации. Эти меры можно разделить на две группы:

  • Организационные меры;
  • Технические меры.

Организационные меры заключаются в формальных процедурах и правилах работы с важной информацией, информационными сервисами и средствами защиты. Технические меры включают в себя использование программных средств контроля доступа, мониторинг утечек и краж информации, антивирусную защиту, защиту от электромагнитных излучений и т. д.

Задачи систем информационной безопасности компании многогранны. К примеру, это обеспечение надежного хранения данных на различных носителях; защита информации, передаваемой по каналам связи; ограничение доступа к некоторым данным; создание резервных копий и другое.